Меню

Нейрореальность - новая реальность, которая станет возможной благодаря ИМК (интерфейс мозг-компьютер)

19 июня 2018, вторник

С выпуском Oculus Rift в марте 2016 года началась настоящая эпоха виртуальной реальности (VR). Технология VR еще с 1990-х годов вызывала много споров и шума, но Rift стал по-настоящему первой высокопроизводительной системой VR, которая вышла на потребительский рынок, и первые же обзоры подтвердили, что это именно то, на что надеялись пользователи.

Виртуальная реальность наконец-то стала реальной.

А вскоре эксперты начали искать новые способы, чтобы сделать виртуальный опыт более захватывающим ...и более реальным. На сегодняшний день технология VR уже вышла за рамки только зрения и слуха. Разработчиками внедряются технологии, которые позволяют пользователям касаться виртуальных объектов, ощущать изменения ветра и температуры и даже пробовать еду в VR.

Однако, несмотря на весь достигнутый прогресс, виртуальная среда все еще может быть отличима от реальной. Технология пока что не достигла такого уровня, и до тех пор пока мы полагаемся исключительно на традиционные гарнитуры и прочие носимые гаджеты, этого никогда не будет.

Прежде чем мы сможем создать мир, который действительно станет неотличим от реального, нам понадобиться не просто развить технологию VR, нам придется создать новый вид реальности — нейрореальность.

Нейрореальность относится к реальности, которая создается технологиями напрямую связанными с человеческим мозгом. В то время как традиционная VR зависит от того, как пользователь физически реагирует на внешние раздражители (например, размахивая контроллером, чтобы использовать виртуальный меч на экране), система нейрореальности напрямую взаимодействует с биологией пользователя через интерфейс мозг-компьютер (ИМК).

Примечательно, что эта технология не является какой-то очень далекой научно-фантастическим идеей. Ее создание вполне реально уже в ближайшие годы.

Например, при помощи ИМК — средство подключения нашего мозга к машине, и подобное устройство может быть либо инвазивным (требующим какого-то имплантата), либо неинвазивным (электроды или другие внешние устройства для считывания сигналов мозга). Эксперты предсказывают, что успехи в создании ИМК приведут к новой вехе в эволюции человека, поскольку эти устройства смогут революционизировать то, как мы лечим болезни, учимся, общаемся ... Короче говоря, они полностью трансформируют то, как мы видим и взаимодействуем с миром вокруг нас.

Основанная физиком Дэном Куком в 2013 году компания EyeMynd своей целью ставит создание системы VR, которая позволит пользователю перемещаться по виртуальному миру просто при помощи мысли. Таким образом, необходимость во внешнем контроллере отпадет.

«Когда вы находитесь в виртуальном мире — играете ли вы в игру или делаете что-то еще, вам не хочется постоянно думать о том, что вы делаете своими руками», — сказал Кук Digital Trends в ноябре. «Гораздо лучше контролировать эту реальность напрямую при помощи мозга. Это обеспечит получение не только более полного опыта, но и позволит значительно повысить уровень погружения. Вы можете забыть о своем человеческом теле и просто сосредоточиться на том, что происходит перед вами».

Кук сравнивает подобную технологию со сновидением. «Во сне вы можете бегать не двигая своими физическими ногами. С тем, что мы хотим сделать, вам не понадобятся глазные яблоки, чтобы видеть, или уши, чтобы слышать, или руки и ноги. Мы сможем обойти все это».

Система EyeMynd неинвазивна, то есть не требует, чтобы пользователь подвергался какой-либо имплантации устройства. Вместо этого пользователи будут носить гарнитуру, которая включает в себя датчики ЭЭГ для отслеживания их мозговых волн.

Компания Кука не единственная, изучающая использование внешних технологий, чтобы сделать VR более полноценной. Бостонский стартап Neurable, компания EMOTIV и гигант социальных сетей Facebook все работают над неинвазивными устройствами, которые позволят пользователям ориентироваться в виртуальном мире всего лишь при помощи мысли.

Тим Урбан так описал потенциальное влияние этой технологии на наше понимание реальности: «Вместо того, чтобы полагаться на внешние аппаратные средства, такие как очки, перчатки и наушники, чтобы обмануть наши органы чувств, в попытке убедить их, что все в виртуальном мире — реально, мы можем попросту запрограммировать те области мозга, которые бывают задействованы, когда мы сталкиваемся с тем или иным проявлением нашей повседневной реальности».

Та часть нашего мозга, которая возбуждается, когда мы едим пиццу, может быть задействована, когда мы кусаем кусочек этой новой реальности. И та же самая часть мозга, которая позволяет нам почувствовать запах океанского воздуха в реальности, может быть смоделирована, чтобы дать нам точно такое же ощущение, когда мы стоим на берегу виртуального Атлантического океана.

Таким образом, различие между реальным миром и виртуальным будет невозможно обнаружить.
И есть все основания считать, что это произойдет уже в ближайшие годы. Ведь работы и исследования в области создания ИМК идут полным ходом. Поэтому, пусть данная система, сегодня может показаться кому-то слишком фантастической, но это совсем не так.

В конце концов, вспомните, что всего два десятилетия назад виртуальный реальный опыт, получаемый сегодня пользователями при помощи Oculus Rift, был попросту недосягаем. А теперь любой желающий может позволить себе погрузиться в VR.