Меню

Как роботы смогут завоевать наше доверие?

10 июня 2017, суббота

Пусть ученые и исследователи и добились поразительных успехов в робототехнике, роботы все еще не приблизились к тому идеальному образу, который сформирован во многом благодаря научно-фантастической литературе и фильмам. Например, они все еще не представляют, как сделать так, чтобы мы могли доверять роботам в повседневной жизни, что включает в себя также и нашу безопасность, здоровье и даже жизнь.

Ведь доверие является основой нашего общества. Явно или неявно, но наше доверие друг к другу формирует саму основу того, как мы живем. И, естественно, трудно доверять чему-то чужому и бесчеловечному, в нашем понимании, кому доверено выполнение важных задач. Итак, как мы можем сделать так, чтобы научиться доверять роботам, которые в ближайшие годы станут неотъемлемой частью нашего социума, научиться воспринимать их, как заслуживающих доверия?

Совместное исследование Ars Electronica Futurelab, Университета Вюрцбурга и Университета Кобленца-Ландау, которое завершилось не так давно, было нацелено как раз на то, чтобы понять, как лучше всего выработать у человека чувство доверия в отношении роботов.

Участники взаимодействовали с роботом одним из трех способов: в реальной жизни, в виртуальной реальности и при помощи обыкновенного экрана. Во время пятиминутного теста Roboy the Robot помог организовать встречи, занимался поиском в интернете и нашел подарок на день рождения.

Анализ данных показал, что участники, которые наблюдали за роботом через экран или через виртуальную реальность, воспринимали его более реалистично. Они также указали на то, что воспринимали его как человека. Подобного рода исследования очень важны для минимизации скептицизма в отношении роботов и обеспечения проверенных вариантов внешнего дизайна для будущих моделей, который даст возможность сразу же видеть в машинах надежных коллег или сотрудников.

Хотя, стоит отметить, что есть ряд областей применения, которые не требуют от роботов быть похожими на людей, во всяком случае, внешне. Это космические полеты, глубоководная разведка или зоны боевых действий.

Рассмотрим, к примеру, роботов на дистанционном управлении, которых используют для выполнения опасных задач, таких как обезвреживание бомб. Большинство из нас не доверяет подобным машинам, впрочем, как и другим людям, несмотря на то, что каждый год они спасают много жизней.

Однако, отчеты показывают, что люди, которые работают с такими машинами на регулярной основе, формируют сильную эмоциональную связь со своими роботизированными партнерами. Некоторые солдаты в Ираке и Афганистане очень сильно привязались к своим роботам и настаивали на том, чтобы работать все время с одними и теми машинами. Они даже расстраивались при мысли о необходимости использования нового робота, а не о ремонте своего старого «боевого товарища». А значит, антропоморфный вид роботов все же не является единственным фактором, влияющим на наше доверие к ним.

Возможно, лучший способ сделать людей более открытыми для роботов — это нечто большее, чем просто схожий внешний вид. У роботов также должны быть человеческие манеры. Во время разговора робот должен уметь моргать и поддерживать зрительный контакт с собеседником, но при этом не смотреть на него постоянно. Средний человек во время разговора постоянно моргает и регулярно двигает головой и глазами, что указывает на его мыслительные процессы и эмоции.

Кроме того, необходимо уделить внимание тому, КАК робот будет разговаривать с человеком — уделить внимание тону голоса. Ведь нет ничего хуже, чем печальная новость, которую произнесли радостным тоном. Вряд ли после такого у человека, которому она предназначалась, появится хоть малейшее чувство доверия или симпатии к машинам.

Наконец, робот нуждается в менее точных движениях, чтобы выглядеть более естественно. При движении, прежде чем двигаться вперед, он должен делать небольшую паузу. Ведь, просто бросаться в намеченном направлении выглядит довольно неестественно для человека и заставляет с настороженностью следить за подобным поведением у робота.

Если же у робота не будет лица, то необходимо компенсировать его отсутствие выражением эмоций в движении. Использовать, к примеру, небольшие и медленные движения, чтобы показать грусть, отрывистые движения для страха и широкие размашистые движения для счастья. Это все, конечно, может занять какое-то время, но результаты будут стоить всех затраченных усилий.

У людей и роботов впереди долгий путь, прежде чем между ними будет установлено полное доверие. Но благодаря все более увеличивающемуся влиянию роботов на нашу жизнь мы увеличим и свою зависимость от них. А естественные движения и фактический ежедневный опыт взаимодействия с ними увеличат наше доверие к ним. И чем быстрее мы научимся комфортно работать с роботами, тем лучше. В конце концов, они скоро станут нашими коллегами и партнерами. И кто знает, может быть для кого-нибудь даже друзьями.