Меню

Право на СВМ. Что такое мысль?

08 октября 2019, вторник

Одна из основных проблем при разработке права на (СВМ) состоит в том, что до сих пор не было дано полного определения того, что такое «мысль». Как отмечает Loucaides: "в подготовительных работах составителей Европейской конвенции нет адекватного материала, касающегося концепции "мысли"«. При изучении ума психологи не склонны использовать слишком общее понятие «мысль». Они работают с более четко определенными психическими процессами, включая память, внимание, внутреннюю речь, умственные образы, принятие решений и планирование. Поскольку цель состоит в том, чтобы помочь психически (ментально) независимым людям, обсуждение права на (СВМ) должно отслеживать этот подход.


Следовательно, важно определить ключевые элементы мышления, которые обеспечивают умственную автономию. Метцингер предложил включить в понятие такой автономии внимание и когнитивную деятельность. Наше внимание зависит от способности избирательно фокусироваться на проявлениях, как внутреннего, так и внешнего мира. И эта способность в настоящее время находится под все возрастающей угрозой, так как социальные сети используют получаемую от нас информацию для разработки продуктов, которые все более и более эффективно захватывают и удерживают наше внимание, вплоть до зависимости, на том, что выгодно интересам государства или корпораций, но не нашим собственным. Негативные последствия этого воздействия на нашу психическую (ментальную) автономию могут быть вполне конкретными. Например, захват внимания родителей с помощью смартфонов может иметь пагубные последствия для их семей. Однако есть и более широкая проблема; человек, который не может контролировать свое внимание, не может контролировать свои мысли. И, как отмечает Метцингер: «до тех пор, пока человек не может контролировать свою собственную мысль, он не может считаться рациональным человеком». И с таким выводом сложно не согласиться.


Способность к вниманию необходима для когнитивной деятельности, умения контролировать намерение, связанное с целью/задачей. Существенным элементом когнитивной деятельности является умственное действие второго порядка. Оно начинаются с мыслей, желаний и побуждений, которые возникают внутри нас, и называются ментальным действием «первого порядка». Действовать основываясь на них, не задумываясь, означает потерять самостоятельность мышления. Ответом на умственные действия первого порядка будет выполнение такой умственной работы (умственное действие «второго порядка»), чтобы определить, являются ли такие мысли/желания/импульсы подлинными, то есть соответствуют ли они нашим собственным выбранным ценностям и целям. Ментальные действия второго порядка делают мысли и желания более истинными и собственными и позволяют людям осознать, что их мысли первого порядка могут представлять иную силу, чем их собственные. Они позволяют нам структурировать наши мысли, проводить логические последовательности мыслей и направлять наше поведение. Следовательно, способность выполнять умственные действия второго порядка должна стать ключевой целью защиты права на свободу выражения мысли.


Еще одна проблема, связанная с развитием права на (СВМ) — это отход от концепции, что мысль находится только «в голове». Кларк и Чалмерс убедительно доказывают, что граница между разумом и миром не всегда определяется кожей и черепом. Они предполагают, что разум распространяется вовне, в мир. Для них использование ручки и бумаги для выполнения вычислений или перестановка кусочков игры «Эрудит», чтобы составить слово, также составляет мышление. Кларк и Чалмерс утверждают, что если: "часть мира функционирует как процесс, который, если бы он протекал в голове, мы без колебаний признали бы частью когнитивного процесса, то эта часть мира есть (поэтому мы утверждаем), часть познавательного процесса".


Право на (СВМ) должно защищать мысль везде, где она есть, а не только в голове. Это важно, потому что если внешнее мышление (например, поиск в интернете, дневники, записные книжки) не считается продуманным, тогда оно будет защищено только теми правами, которые могут быть допустимо нарушены при определенных обстоятельствах (например, правом на неприкосновенность частной жизни). Если это считается мыслью, то она будет защищена абсолютным правом (СВМ).