Что, если мы обнаружим инопланетную цивилизацию, менее продвинутую, чем наша?

19 мая 2017, пятница

Одна из часто обсуждаемых тем, которая постоянно поднимается, особенно в научно-фантастических фильмах и книгах - это вопрос о том, что мы будем делать, если найдем разумную жизнь на другой планете? А что, если мы найдем похожую на Землю планету с разумной жизнью, но которая, например, на 500 лет отстает от нас в своем научном и техническом развитии?

Но на самом деле это уже не один вопрос, а целый набор вложенных друг в друга вопросов, которые обязательно возникают, как только мы попробуем ответить хоть на один из них. Начиная с сакраментального, как найти эту инопланетную жизнь, обязательно затрагивая такие вопросы, как определить присутствие на этой планете именно разумной жизни и интеллекта, как определить природу этого интеллекта, и заканчивая тем, а каким именно образом мы будем изучать ее или даже попробуем связаться с ней. И самый последний вопрос, кроме всего прочего, поднимает еще и вопрос большой моральной ответственности человечества перед другой разумной жизнью.

Во-первых, как мы найдем действительно похожую на Землю планету? Несмотря на все недавние и удивительные открытия планет возле других звезд, астрономы еще не нашли истинного близнеца Земли, то есть планеты земного типа, вращающейся вокруг желтой звезды солнечного типа и на том же расстоянии, что и Земля. Ближайшая из известных землеподобных планет, как предполагается - это планета Kepler 452b. Ее масса в пять раз больше массы Земли и, вероятно, она принадлежит к классу планет, называемых суперземля.

Во-вторых, как мы узнаем, действительно ли землеподобная планета по-настоящему пригодна для жизни? Прямо сейчас у нас нет технологии, которая со 100% вероятностью позволит сделать подобный вывод. Можно, конечно, использовать очень мощные телескопы, но, по крайней мере, еще до 2030-х годов подобных телескопов у нас не будет. Поэтому, до этого момента, мы больше будем предполагать, чем знать точно, есть ли возле той или иной звезды планета, которая по своим характеристикам может быть пригодна для жизни.

В-третьих, как мы узнаем, есть ли разумная жизнь на планете? Доказать наличие любой формы жизни будет чрезвычайно сложно, даже после того, как мы успешно пройдем шаги 1 и 2 описанные выше. Астрономы будут анализировать атмосферы планет в поисках «биосигналов» - необычных химических составов, таких, как связанные с жизнью на Земле (например, кислород плюс метан).

SETI фокусируется на поиске возможных сигналов, посылаемых инопланетными цивилизациями, но инопланетяне с технологией XVI-го века не будут посылать нам какие-либо радиосообщения. Мы должны будем их найти какими-то более изощренными способами. Например, мы могли бы обнаружить следы тяжелых металлов, связанные с плавлением и прочими типами промышленности, хотя это все равно еще не дало бы однозначных доказательств. Теоретически некоторые типы телескопов могут быть достаточно мощными, чтобы обнаружить свидетельства городов на планете или геометрическую вырубку лесов. Такие наблюдения, несомненно, были бы намного более убедительными.

Заметим, кстати, что было бы крайне невероятно найти инопланетную цивилизацию, которая так близка нам в технологическом развитии, даже если допустить, что разумная жизнь, в целом, довольно распространена во Вселенной. Звезды и планеты, скорее всего, формировались в нашей галактике уже около 10 миллиардов лет назад. Может быть, это вполне нормальное явление, если допустить, что на формирование разумной жизни, по типу человеческой, понадобится примерно 4 миллиарда лет, а, возможно, что это не так.

Несмотря ни на что, жизнь в других мирах могла начать развиваться на миллиарды лет раньше или позже жизни на Земле. Из этого огромного диапазона шансы, что чужая инопланетная цивилизация по уровню своего развития будет в пределах именно этих 500 лет от уровня нашей стадии развития, составляют миллионы к одному, и это, если предположить, что другие планеты следуют по тому же пути развития, что и наша, что является слишком огромным допущением, граничащим с актом веры. Но давайте все же продолжим и рассмотрим этот вопрос до конца.

В-четвертых, что бы мы сделали, если бы нашли действительно весомые свидетельства наличия инопланетной доиндустриальной цивилизации на какой-то планете? Мы не сможем общаться с ними любым известным в настоящее время способом. Если физики не сделают какое-то неожиданное и фантастическое открытие, то у нас нет и никакого практического пути, по которому туда можно было бы отправить людей.

Потенциально мы могли бы послать миниатюрные межзвездные зонды, чтобы исследовать планету и узнать больше о ее обитателях. Проект под названием «Breakthrough Starshot» работает над технологией, которая необходима для подобных действий. Такие зонды были бы настолько маленькими и быстрыми, что инопланетяне не знали бы, что за ними следят.

Предположим, что наш сценарий будет все-таки лучше (просто потому, что, а почему бы и нет?). Например, в следующем десятилетии мы обнаружим потенциально похожую на Землю планету вращающуюся вокруг Альфа Центавра А, ближайшей солнечной звезды.

В 2030-х годах мы находим правдоподобные биосигналы на одной из этих экзопланет. В 2050-х годах мы уже наблюдаем за этой планетой и видим правдоподобные признаки разумной цивилизации. Потом мы запускаем межзвездные зонды, которые прилетают на нее в 2090-е годы. К 2100 году мы убеждаемся не только в том, что планета обитаема, но и в том, что она является родиной передовой, доиндустриальной цивилизации. Ну, и что теперь?

Это подводит нас к пятой и заключительной части. Должны ли мы в принципе пытаться установить контакт? Потенциально мы могли бы использовать межзвездные зонды для сброса закодированных сообщений по всей планете. Может быть, жители смогли бы даже ответить нам, так, чтобы мы могли увидеть их ответ из космоса. Правда, каждое такое сообщение туда и обратно заняло бы около 9 лет. И помним, что подобный сценарий работает только с самой ближайшей к нам звездой.

Но давайте представим, что мы, к тому моменту, когда обнаружим квазитехнологическую инопланетную цивилизацию, сможем разработать какую-нибудь технологию, которая позволит нам летать быстрее скорости света (в настоящее время считается физически невозможной, но мы же здесь просто теоретизируем), чтобы мы могли сесть в свои корабли и полететь к другой звезде. Как мы должны будем вести себя после установления контакта?

В настоящее время НАСА располагает подробным набором правил т.н. планетарной защиты, чтобы удостовериться, что люди не загрязняют Марс или другие, возможно, пригодные для жизни миры. Это является одной из причин, почему зонд «Кассини» врежется в Сатурн: чтобы убедиться, что он не загрязнит спутники Энцелад или Титан.

Надеемся, что к тому времени, когда мы будем достаточно развиты, чтобы найти жизнь в других планетных системах, у нас будут уже продвинутые версии правил планетарной защиты, которые будут включать в себя и те, которые позволят нам не загрязнять другие цивилизации.

На Земле встречи между технологическими и нетехнологическими культурами, как правило, прошли не очень хорошо. Если мы когда-нибудь доберемся до места, где мы найдем нетехнологическую культуру на другой планете, возможно, что единственно правильным решением будет простое наблюдение издалека, без какого-либо вмешательства.

Правда, еще вопрос, удержаться ли люди от соблазна стать для кого-то богами. И направить чужую инопланетную цивилизацию по «правильному» пути развития. А, как известно, трудно быть богом. И подобное вмешательство может стать катастрофой для более отсталой в технологическом плане цивилизации.