Меню

Наши вопросы создают мир?

29 июня 2018, пятница

Гипотеза Джона Уилера «it from bit» предполагает, что сознание имеет основополагающее значение для реальности. Так как все физические сущности в своей основе являются информационно-теоретическими.


Джон Арчибальд Уилер, архетипичный физик-теоретик, славился своими самодельными афоризмами. Например: "Если вы не нашли чего-то странного в течение дня, значит этого дня не было.«


Он ввел в широкий оборот такие термины, как «кротовая нора» и «черная дыра» в конце 1960-х годов и смог убедить астрономов, что эти странные, бесконечно плотные объекты (черные дыры) могут существовать.


Уилер был одним из первых видных физиков, предложивших, что реальность может быть не совсем физической. В каком-то смысле наш космос должен быть «совместным» явлением, требующим акта наблюдения и, следовательно, самосознания. Уилер также обратил внимание на интригующие связи между физикой и теорией информации, которая была изобретена в 1948 году математиком Клодом Шенноном.


Уилер еще больше убедился в важности информации после разработки модифицированной версии знаменитого двухщелевого эксперимента, который демонстрирует шизофреническую природу квантовых явлений. И получившим название — эксперимент Уилера с отложенным выбором.


Реализация эксперимента в 2007 показала, что наблюдения в конечном счете решают, будет ли фотон вести себя как частица или волна.


"Электрон, прежде чем физик выбирает, как его наблюдать, не является ни волной, ни частицей. Это в некотором смысле нереально, он существует в неопределенности. Пока вы не зададите вопрос, вы не получите ответ", — говорил Уилер. "Результат не может объявить себя, пока вы не задали свой вопрос. Но постановка одного вопроса предотвращает и исключает вопрос о другом.«


Таким образом, подтвердилось предположение Нильса Бора о том, что не имеет смысла приписывать то или иное поведение частицам — как волны или как собственно частицы — до того, как было произведено измерение. Впрочем, существует еще одно маловероятное объяснение этого явления, что частицы каким-то образом получают информацию из будущего. Оно предполагает, что информация может передаваться быстрее света, что невозможно с точки зрения теории относительности.


Уилер сжал эти идеи во фразу, которая напоминает дзен-коан: «the it from bit». В одном из своих эссе Уилер объяснил это высказывание следующим образом:


«...каждая частица, каждое поле силы, даже самого пространства-времени — получает свою функцию, смысл, само существование, даже если в некоторых контекстах косвенно — из ответов на вопросы «да» или «нет», бинарных вариантов, битов."


Вдохновленные Уилером, физики и другие исследователи начали исследовать связи между теорией информации и физикой в конце 1980-х годов. Струнные теоретики пытались использовать струны для объединения квантовой теории поля, черных дыр и теории информации. Уилер же признавал, что эти идеи были все еще сырыми, еще не готовыми к строгим испытаниям.


Уилер не раз подчеркивал, что для науки осталось еще много загадок, которые необходимо объяснить.


"Мы живем еще в детстве человечества", — говорил он.


"Все эти новые горизонты науки еще только начинают виднеться в наши дни: молекулярная биология, ДНК, космология. Мы просто дети, которые ищут ответы". И надеялся, что, когда-нибудь, наука сможет ответить на все эти вопросы.


Однако наставник Уилера Бор, по-видимому, сомневался в том, сможет ли наука или математика достичь такого откровения. После того, как Бор умер, его сын рассказал Уилеру, что его отец почувствовал, что поиск окончательной теории физики может никогда не прийти к удовлетворительному выводу. "Наверное, я более оптимистичен — заметил Уилер, — но, возможно, я издеваюсь над собой".


"Я серьезно отношусь к идее о том, что мир — это плод воображения", — заметил он в 1985 году физику и писателю-исследователю Джереми Бернштейну. Уилер понимал, что это мнение противоречит здравому смыслу, ведь — где был ум, когда вселенная родилась? И что поддерживало вселенную за миллиарды лет, прежде чем мы появились? Тем не менее, он смело предлагает нам прекрасный, пугающий парадокс — в основе всего лежит вопрос, а не ответ. Когда мы всматриваемся в самые глубины материи или в самые отдаленные уголки Вселенной, мы видим, в итоге, наше собственное озадаченное лицо, оглядывающееся на нас.