Ученые близки к созданию полностью синтетического генома

14 марта 2017, вторник

Больше, чем хлеб и пиво

В дрожжах люди нашли себе друга. Дрожжи используются человеком повсеместно, например, при приготовлении алкогольных напитков и в выпечке. И сейчас ученые близки к прорыву в биоинженерии, который даст возможность создавать синтетические организмы, а те, в свою очередь, помогут создавать новые виды лекарств и топлива.

Международная группа исследователей смогла разработать способ синтеза значительной части генетического кода дрожжей. До этого команда смогла полностью синтезировать одну из 16 хромосом дрожжей. Теперь команда опубликовала серию статей в журнале Science, в которых показано, что они смогли добавить еще пять хромосом, в результате чего их общее количество составило шесть. И говорят, что они на пороге того, чтобы закончить оставшиеся десять хромосом и сформировать полностью синтетический геном уже к концу этого года.

От дрожжей к человеческому геному

В то время как часть научного сообщество по-прежнему все еще сомневается в создании синтетического генома, многие ученые и исследователи положительно отзываются о работе, которая была выполнена в рамках этого проекта. Так, Daniel Gibson, вице-президент по ДНК-технологиям Synthetic Genomics, заявил: «Эта работа действительно позволит нам понять, как создавать клетки, которые можно будет запрограммировать для выполнения различных задач».

Правда, некоторые из этих «различных задач» очень сильно беспокоят биоэтиков, биологов и экологов. Например, Todd Kuiken из Университета штата Северная Каролина полагает, что синтетические геномы можно будет внедрять в любой другой геном, но какие будут последствия, об этом сейчас можно только догадываться.

Но, как говорит George Church, известный генетик из Гарвардского университета по поводу результатов данного проекта: «Это целая новая эра, мы переходим от небольших изменений к глобальным, к времени, когда мы сможем записать в геноме все, что захотим. И цель состоит в том, чтобы изменить его настолько радикально, насколько позволяет нам наше понимание».